Доклад по духовно-нравс воспитанию

 

 

 

 



 

 

 

 

        Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников  по вопросу духовно-нравственного воспитания детей в нашем детском саду осуществляется по трём основным  направлениям:

1.     социально-эмоциональное развитие, направленное на становление свойств личности ребёнка, формирование его  самооценки, образа «Я», эмоционально-потребностной сферы.

2.     патриотическое воспитание,  формирование гражданских чувств, национальной принадлежности

3.     приобщение детей к православной культуре и духовно-нравственным традициям российского народа, становление нравственных ценностей и установок

           Наиболее важной задачей  психолого-педагогического сопровождения родителей является привлечение их к совместной деятельности с детьми.

            Мы уже представляли свой опыт работы по организации совместных праздников и развлечений в ДОУ. Конспекты праздников-сюрпризов  выставлены на сайте старшего воспитателя Мироновой В.И.

          В группах детей раннего возраста  мы используем праздники-сюрпризы, на которых взрослые преподносят  детям какой-то сюрприз: разноцветные ленточки, бумажные снежинки. Сюжет праздника выстраивается вокруг этого предмета. Родители – не просто зрители, а активные участники мероприятия. Праздники проводятся по завершению острой фазы адаптационного периода. Цель:  возрождение практики детско-родительского общения, обучение родителей навыкам продуктивного, развивающего взаимодействия с ребёнком, сплочение семьи, формирование у детей начальных навыков взаимодействия с «чужими» взрослыми.

Дети четвёртого года жизни вместе с родителями  ежемесячно  отмечают  в детском саду свои дни рождения.

На этом празднике родители готовят представление для своего ребёнка: изготавливают его портрет с характерными особенностями внешности, презентацию про ребёнка, рассказывают о его вкусах и предпочтениях, вспоминают смешные и трогательные моменты семейной жизни, играют, поют, танцуют вместе с детьми. Роль педагога на этом празднике –не заметна, но  очень сложна: важно научить родителей осознанным приёмам социально-эмоционального развития детей, дать им практические навыки взаимодействия с детьми навык организации детского сообщества и проведения детских праздников.

Ритуал «Наши гости» - ещё одна возможность организации общения родителей и детей. Ритуал помогает родителям почувствовать свою причастность к жизни ребёнка в детском саду, формирует у них педагогическую культуру, способствует повышению авторитета родителя в глазах ребёнка а для малыша –это ещё один повод для гордости: его мама(папа, бабушка) – вот какие умелые, ловкие, весёлые, как много знают, как нравятся всем детям!

          В рамках патриотического воспитания детей в детском саду осуществляется совместная с семьями воспитанников проектная деятельность.  Цель проектов:  формировать у детей понятия  малой родины, закреплять  знаний об истории и достопримечательностях  Балахны,  о древних ремёслах и современных промышленных предприятиях города, вызвать интерес к  малой родине членов своей семьи, формировать представления о России, способствовать возникновению чувства гордости за своих родных, свою страну.

Проект «Семейная реликвия» предполагал создание группового мини-музея «Прошлое и настоящее Балахны». Родители приносили старинные вещи, сохранившиеся в семьях. Вместе с детьми делали паспорт экспоната,  в котором рассказывали:  кому из членов семьи принадлежала эта вещь, как она оказалась у них и т.п. Вместе родители и  дети готовили муляжи, экспонаты для выставки «Изделия Балахнинских предприятий», коллажи «Ремёсла старой Балахны», изготавливали макеты Балахнинской крепости и деревеньки Курзы, которая находилась на месте микрорайона Правдинск.

В рамках проекта  «Моя семья – точка на карте России» родителями были изготовлены портфолио- истории собственной  семьи.  Помимо генеалогического древа, дети знакомятся с малой родиной своих родных: историей, природой, трудом людей другого края нашей страны. На карте отмечают флажками места, где родились и выросли их родные, начиная осознавать, что маленькие точки на карте – это частички огромной страны России.

 

 

 

В ДОУ третий год функционирует  факультатив для детей и их родителей «Духовные истоки» .

Цели и задачи

·       создать условия для активного приобщения  воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации

·        обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;

·        развивать у детей способность различать нравственное и безнравственное, хорошее и плохое;

·        приобщить к православным и историческим традициям русского народа;

·        воспитать чувство доверия к миру, стремление к доброте, правдивости, потребности жить по совести;

Работа осуществляется поэтапно.

I Этап: Формирование доверия к миру

Эмоционально-чувственные представления ребенка о себе, своей семье, окружающем мире

Примерная тематика занятий: «Ласковое имя», «Ласковая песня», «Доброе слово», «Любимый образ» (мама), «Образ света», «Добрый мир», «Добрая книга».

На этом этапе у детей формируется способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение, развивается доверие к взрослому, формируется ощущение собственной значимости.

 На этом этапе вводится образ ангела, пока еще как волшебный сказочный образ.

Уже с этого  Этапа начинается проведение совместных занятий с родителями. Дети с помощью родителей  начинают оформлять альбом, где они рисуют, выполняют аппликации, записывают понравившиеся на занятиях стихи, потешки, песни.

II Этап: Формирование духовно-нравственной основы личности

Воспитание сложных внутренних чувств, нравственно-волевых качеств ребенка

Примерная тематика: «Дороги добра», «Дружная семья», «Добрая забота», «Доброе согласие», «Праведный труд», «Благодарное слово», «Любимая сказка».

Интересно, что любимой сказкой для ребенка является та, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний. Использование этой темы в занятии дает возможность родителям и воспитателям лучше понять детей, вовремя оказывать им психологическую поддержку, корректировать имеющийся у них опыт.

На II Этапе используются более сложные методы:

·        Создание ситуации морального выбора. Пример: тренинг «Попроси прощения», «Прости обидчика».

·        Инсценировки и обсуждения проблемных ситуаций.

·        Работа с карточками в паре, когда есть необходимость не только выбрать нужную карточку, отвечая на вопрос, заданный педагогом, но и договориться детям между собой, прийти к единому мнению, представить результат совместного решения.

Образ ангела используется на этом этапе как образ близкого существа, друга, сопереживающего детям и оценивающего их поступки (ангел радуется, если дети послушны, добролюбивы, и плачет, если дети ссорятся, обижают другого).

III Этап: Развитие социокультурной основы личности

Приобщение детей к историческим и православным традициям

Примерная тематика: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Верность родной земле», «Чудотворный образ», «Праздничная песня», «Светлый праздник», «Семейные традиции» и др.

Позитивное отношение детей к традициям своего народа становится условием формирования национальной идентификации, чувства патриотизма, любви к Родине, нравственного сознания.

Особое, целостное восприятие ребенком мира находит наиболее яркое воплощение в православных праздниках.

Образ ангела – это уже не сказочный герой, не сторонний наблюдатель. Это живой участник событий Священной истории, посланник Бога, наш Хранитель, наша совесть.

В рамках факультатива происходят встречи родителей и детей со священником Сретенского храма, отцом  Валерием. Родители имеют возможность услышать проповедь священника, задать свои вопросы, познакомиться с православной литературой и воспользоваться ею. Вниманию родителей представляются детские сказки и рассказы, произведения православных педагогов и психологов. 

Мы предполагаем, что посещение факультатива поможет ребенку и родителю осознать себя и свое существование в окружающем мире, научиться понимать, что значимо, а что менее значимо в жизни, качественно осмыслить полезные виды деятельности. Занятия в факультативе способствуют формированию адекватной самооценки ребёнка к моменту поступления в школу, и, конечно, овладению духовной ориентации в окружающем мире человеческой культуры.

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения