| ||||||
|
| |||||
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
Медицинское обследование детей дошкольного возраста показало, что процент дошкольников с нарушениями осанки и стоп достаточно высок. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (5-7 лет). Причин неправильной осанки и её дефектов много: гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бёдер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сиденье с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитие дефектов осанки способствует не соответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование, лежа на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении и нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка:
Нарушение осанки развиваются из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое развитие. Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, проявляются колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно – сосудистую и дыхательную системы, приводят к снижению физиологических резервов детского организма. Работу по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки и плоскостопия могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что детей начинают слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статистическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата. Работа по профилактике нарушения осанки и плоскостопия должна проводиться совместно с родителями. Прежде всего, необходимо познакомить взрослых и детей с признаками, характеризующими правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу. Физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю. Этого недостаточно для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, а кроме того, необходимо в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия и в семье (спать на жесткой постели, подушка не должна быть высокой и т.п.). Основным средством формирования правильной осанки и профилактике ее нарушений является занятие физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мысленных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Можно использовать резиновые теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком. Упражнения выполняются из различных исходных положениях – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, на четвереньках. Учитывая, что формирование правильной осанки – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда профилактические занятия проводятся в детском саду. Занятия проводятся по традиционной структуре: вводная часть, ОРУ, основные виды движений, подвижные игры, заключительная часть. Во время длительных домашних заданий, связанных с долгим положением ребенка (более 10 – 12 минут), рекомендуем родителям проводить физкультминутки с детьми. Это могут быть следующие упражнения:
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, должны быть положены следующие принципы: индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудностей в применяемых физических упражнениях. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 05.04.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |