Образовательная программа МБДОУ
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Физическое развитие
физическая культура здоровье
Образовательная область «Здоровье»
Цель: охрана здоровья детей, формирование основ культуры здоровья
Задачи:
1. Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни
2. Совершенствовать функциональные возможности детского организма, осуществлять профилактику нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата
3. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
4. Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления
5. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, формировать осознанное отношение к культурно-гигиеническим нормам и правилам.
Укреплять психическое здоровье детей, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления
Образовательная область «Физическая культура»:
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, обеспечивание гармоничное физическое развитие.
Задачи:
1. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья, содействовать овладению основными движениями
2. Способствовать развитию двигательных качеств, двигательных способностей
3. Создавать условия для развития двигательного творчества, формировать у детей культуру движений
4. Формировать осознанное отношение к двигательной деятельности, интерес и потребность в физическом совершенствовании
5. Способствовать развитию таких качеств личности, как разумная смелость, решительность, уверенность в собственных силах с помощью подбора упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, терпение и выносливость при преодолении трудностей физического характера, бережливость к спортивному оборудованию
6. Создавать условия для проявления положительных эмоций
Система закаливающих мероприятий
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода), занятия в бассейне при непосредственном соблюдении следующих условий:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка
- Постепенность в увеличении силы и длительности воздействия закаливающего мероприятия
- Систематичность закаливания: закаливание проводится круглый год, но виды и методика меняются в зависимости от сезона и погоды
- Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Содержание |
Возрастные группы |
1 младшая |
2 младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
1. Воздушные процедуры |
В холодное время года допускаются колебания температуры в присутствии детей |
Воздушно-температурный режим |
От +220 до +190 |
От +210 до +190 |
От +200 до +180 |
От +200 до +180 |
От +200 до +180 |
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды |
- Одностороннее проветривание
(в присутствии детей) |
В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).
Допускается снижение температура на 1-2 градуса. |
- Сквозное проветривание (в отсутствии детей)
|
В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).
Допускается снижение температура на 2-3 градуса. |
- Проветривание утром перед приходом детей
|
К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной |
- Проветривание перед возвращением детей с прогулки
|
+ 210 |
+ 210 |
+ 200 |
+ 200 |
+ 200 |
- Проветривание во время дневного сна
|
В теплое время года проводится в течении всего дневного сна |
- Утренний прием детей на улице
|
До - 150 |
До - 150 |
До - 180 |
До - 180 |
До - 180 |
|
В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале,
|
|
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
|
В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220
|
|
Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям |
До - 150 |
До - 150 |
До - 150 |
До - 200 |
До - 200 |
|
Ежедневно. В теплое время года на улице при температуре от + 200
В холодное время года в групповых помещениях при соблюдении нормативной температуры. |
|
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
+ 180 |
- Физические упражнения на улице
|
ежедневно |
2. Водные процедуры |
|
|
Умывание рук до локтя водой комнатной температуры |
Обширное умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
|
Полоскание рта подсоленной водой комнатной температуры |
|
+33-+23С
|
+33-+21С
|
+32-+18С
|
+32-+18С
|
+32-+16С
|
|
|
|
|
|
2 раза в неделю |
|
|
|
|
Температура воздуха в бассейне +240С - +280С
Температура воды в бассейне +290С -+330С |
|
|
|
|
|
До и после посещения бассейна 2 раза в неделю |
|
|
|
|
Температура воздуха в душевой +250С
Температура воздуха в раздевальне + 250 |
3. Специальные закаливающие воздействия |
|
|
|
|
|
|
дыхательная гимнастика |
дыхательная гимнастика |
дыхательная гимнастика |
дыхательная гимнастика |
дыхательная гимнастика |
- Игровой самомассаж и массаж стоп
|
Массаж стоп |
Массаж стоп |
Массаж стоп, игровой самомассаж |
Массаж стоп, игровой самомассаж |
Массаж стоп, игровой самомассаж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»
№
п/п |
Формы работы |
1-я мл.
гр. |
2-я мл.
гр. |
средн.
гр. |
старш.
гр. |
подг.
гр. |
1.
|
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов |
|
|
|
|
|
1.1.
|
Утренняя гимнас
тика (ежедневно)
|
4-5мин
|
5-6мин
|
6-8мин
|
8-10 мин
|
10-12 мин
|
1.2.
|
Гимнастика после сна (ежедневно) |
3-4 мин
|
5 мин
|
10 мин
|
15 мин
|
15 мин
|
1.3.
|
П/и и физ.упр-я на
прогулке (ежедневно)
|
20мин
|
30мин
|
40мин
|
45мин
|
до 1 час
|
1.4.
|
Спортивные игры
|
|
|
|
+
|
+
|
1.5.
|
Упражнения на тренажерах |
|
|
|
+
|
+
|
1.6.
|
Индивидуальная
работа по разв-ю
движений (ежедневно) |
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.7.
|
Прогулки-экскур-сии(1-2 р. в нед.)
|
-
|
цел.прогул
ки длитель
ностью 20
мин |
до 1,5 час
(1,5 км в
один конец) |
до 2 час
(1,5-2 км в
один конец)
|
до 2-2,5ч
(1,5-2 км в один конец)
|
2.
|
Организованная образовательная деятельность |
|
|
|
|
|
2.1.
|
Фронтальные и подгрупповые физкультурные занятия
|
10 мин
(2р. в
нед.)
|
15мин
(2р.в
нед.)
|
20 мин
(3р. в
нед.)
|
25 мин
(3 р. в неделю)
|
30 мин (3 р. в нед.)
|
2.2. |
Индивидуальные занятия
|
|
|
|
+ |
+ |
2.3 |
Занятия по плаванию
|
|
|
|
|
30 мин (2 р. В нед) |
3.
|
Самостоятельная
двигательная дея
тельность.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4. |
Активный отдых |
|
|
|
|
|
4.1.
|
Физкультурные
досуги |
-
|
20-30
мин |
20-30
мин |
30-45
мин |
45-50 мин
|
4.2.
|
Физкультурные
Праздники |
-
|
-
|
до 60
мин |
до 1,5 час
|
до 1,5 час
|
4.3.
|
Участие в районных спортивных сорев
нованиях
|
-
|
-
|
-
|
Соревнования «Спортландия», мини-футбо «Мини-звездочки»
|
Соревнования «Спортландия», мини-футбо «Мини-звездочки»
|
5.
|
Совместная физ-
культурно-оздоро
вительная работа
ДОУ и семьи
|
|
|
|
|
|
5.1.
|
Участие родителей
в физкультурно-
оздоровительных
мероприятиях
ДОУ
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Познавательно-речевое развитие
Познание Коммуникация Чтение художественной
литературы
Образовательная область «Познание»
Цель:
Задачи:
1. Расширять представления детей о предметном содержании окружающего рукотворно мира: сенсорных признаках и свойствах, целевом назначении и функции предметов.
2. Обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений о большом мире: мире человека, рукотворном мире, мире природы, развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого, активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы.
4. Способствовать формированию элементарных математических представлений: представлений о количестве и числе, о геометрической форме и т.д. – на основе познания окружающего мира.
5. Развивать временные и пространственные ориентировки.
6. Содействовать освоению детьми операции измерения и пересчета как способов выражения количества через число.
7. Формировать начала логического мышления: совершенствовать умения классифицировать и строить возрастающие ряды по степени выраженности признака, использовать обобщающие понятия, продолжать упорядоченные ряды, находить закономерность построения ряда.
8. Развивать поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, экспериментальные, преобразующие действия.
9. Способствовать развитию самостоятельного экспериментирования с конструкторами, бумагой, природным материалом, модулями с целью использования детьми обнаруженных свойств объектов в конструировании.
10. Формировать у детей обобщенные знания, умения, способы конструктивной деятельности, содействовать переносу и использованию сложившихся способов деятельности для решения новых конструктивных задач, побуждать к поиску новых способов решения проблемных ситуаций.
11. Развивать в процессе конструирования образное мышление, воображение, творчество.
12. Воспитывать положительное отношение к конструированию, продуктам собственной деятельности.
Организация работы по познавательному развитию дошкольников
Условия для познавательного развития детей |
Формы и методы работы |
Дидактический материал |
Уголок «Знайки» |
Чтение познавательной литературы, рассматривание макетов, работа с коллекциями (составление, рассматривание, анализ, сравнение, классификация), просмотр компьютерных презентаций |
- познавательная литература: энциклопедии
- наглядный материал:
- коллекции объектов нерукотворного мира: глина, песок, камни, природный материал, - и рукотворного мира: бумага, ткань, предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло и т.д.);
- макеты природных зон,
-тематическая подборка наглядных материалов, фотографий, иллюстраций, картинок
- тематические выставки об изменении и развитии объектов ( «От дерева до книжки», «Как рубашка в поле родилась», «От глины до фарфора»),
- медиатека |
Лаборатория «Почемучка» |
Опыты, эксперименты, оформление альбомов опытнической деятельности |
- материалы для ознакомления с их свойствами
- оборудование для экспериментов (воронки, тазики, емкости и пр.)
- приборы ( магниты, лупа, весы, часы, микроскоп и т.д.),
- картотека с описанием опытов |
Уголок природы |
Наблюдения, опыты, труд, оформление альбомов наблюдений за объектами природы |
растения, животные в соответствие с возрастными рекомендациями, оборудование для труда в природе |
Уголок моделирования |
«Чтение», составление, рисование моделей, алгоритмов, действие в соответствие с ними |
модели (обозначающие свойства, качества, особенности материалов, объектов рукотворного и нерукотворного мира, живой и неживой природы), протоколы опытов, алгоритмы познавательной и преобразовательной деятельности, изобразительные средства |
Уголок конструирования и преобразования «Мастерилки» |
Создание построек, конструкций, изготовление поделок, макетов, тем.альбомов, стенных газет |
Строительные наборы, конструкторы, природный, бросовый материал, различные виды материалов( ткань, бумага и пр.), клей, изобразительный материалы, глина, тесто, пластилин, нитки, тесьма и пр., схемы, чертежи, модели, рисунки, фотографии детских работ |
Игротека |
Игровые упражнения, задания |
- дидактический материал по ФЭМП,
- дидактические игры по экологическому развитию,
- материал на развитие логического мышления: головоломки, лабиринты, путаницы, карточки- вопросы с условными символами («Что лишнее?», «Чего не хватает?») |
Образовательная область «Коммуникация»
Цель: содействовать овладению детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей свободного общения со взрослыми и детьми: поощрять желание ребенка высказать свою точку зрения, приветствовать готовность ее отстаивать, учить детей слушать друг друга.
2. Развивать все компоненты устной речи детей:
2.1.лексическую сторону речи: расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях, расширять запас антонимов, синонимов, учить пользоваться обобщениями, познакомить с многозначными словами и омонимами, работать над лексическим значением слов;
2.2.грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов в роде, числе, падеже, в употреблении несклоняемых существительных, познакомить с различными способами словообразования, упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений и т.д.;
2.3.воспитывать звуковую культуру речи: упражнять в произношении всех звуков русского языка, работать над формированием речевого слуха, упражнять в звуковом и слоговом анализе слов, совершенствовать просодическую сторону речи;
2.4.развивать связную речь: диалогическую и монологическую, упражнять в построении монологов-повествований, монологов-описаний, комбинированных связных текстов, сочетающих повествовательные. описательные монологи, включение в них диалогов.
3. Готовить детей к освоению письменных форм речи: чтению и письму
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в восприятии и чтении художественной литературы
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к художественной литературе, потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.
2. Развивать эстетическое восприятие художественных произведений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства: образные слова и выражения, эпитеты и сравнения, помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
3. Формировать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации произведений.
Социально-личностное развитие
безопасность социализация труд
Образовательная область «Безопасность»:
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека ситуациях в окружающем мире людей и природы, приобщать к правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми, по отношению к объектам природы
2. Формировать представления об опасных для жизни и здоровья предметах, окружающих детей в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими
3. Способствовать передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
4. Формировать представления о правилах пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем
Образовательная область «Социализация»
Цель: способствовать освоению дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включению детей в систему социальных отношений.
Задачи:
1. Раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности: помощи другим, познания, созидания, целенаправленно знакомить детей с различной трудовой деятельностью людей (профессии, бытовой труд, мир увлечений) с целью развития и обогащения игровой деятельности, формировать различные способы решения игровых задач: игровые, ролевые действия, - в соответствие с возрастом.
2. Способствовать развитию у детей самооценки, образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, таких свойств личности, как уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность.
3. Приобщать к общепринятым нормам поведения, формировать положительные взаимоотношения с окружающими, умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций, развивать отзывчивое отношение к сверстникам, испытывающим эмоциональное неблагополучие, учить приемам, способствующим восстановлению эмоционального равновесия у сверстников.
4. Формировать у ребенка любовь к своей семье, к малой и большой родине, приобщение к культурным ценностям России и других стран.
5. Способствовать приобщению детей к отечественным –нравственным традициям, освоению традиции готовиться и отмечать православные календарные праздники
Организация деятельности по социально-личностному развитию детей детей
Условия для духовно-нравственного воспитания детей |
Формы организации |
Взаимодействие с семьей |
Взаимодействие с социумом |
Групповые мини-музеи социально-эмоционального развития
Групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны»
Групповые уголки сюжетных игр.
Групповые библиотеки
Уголки уединения в группах.
Повышение квалификации педагогов |
Беседы на темы социально-эмоционального, патриотического и православного воспитания.
Социокультурные праздники и развлечения (праздник семьи «Давайте знакомиться», праздник детского сада, развлечения «День рождения», детско-родительские праздники-сюрпризы и т.д.)
Праздники патриотического содержания («Вы откуда? Мы из Балахны!»), «Россия, Россия, края дорогие»), КВН «Прошлое и настоящее Балахны», «День защитников Отечества», «День Победы» и т.д.)
Православные календарные праздники
Фольклорные праздники и развлечения
Факультатив «Духовные истоки»
Экскурсии
Выставки детских рисунков, совместных работ с родителями
Вернисаж «Путешествие в прошлое»
Фотовыставки
Чтение художественной литературы
Просмотр фильмов, компьютерных презентаций.
Составление детских рассказов и рассуждений на темы: о семье, о городе, о себе, о своих друзьях. |
Консультации, беседы с родителями о значимости духовно-нравственного-нравственного воспитания в семье.
День открытых дверей в режиме on-line в группах раннего возраста с целью повышения компетентности родителей по вопросам адаптации и социализации детей
Тренинги педагога-психолога, направленные на успешную адаптацию и социализацию детей
Мини-библиотека для родителей.
Анкетирование родителей.
Совместные праздники, развлечения, досуги.
Совместные экскурсии.
Мероприятия для детей, родителей в рамках факультатива «Духовные истоки» с целью повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития детей. |
Взаимодействие с городским краеведческим музеем, историко-патриотическим клубом «Глобус».
Взаимодействие с ГУ «Центр социальной помощи семье и детям «Гармония»
Взаимодействие с МУК «Централизованная библиотечная система»
Взаимодействие с приходом церкви Сретения Господня
МОУ СОШ № 11,
МОУ СОШ № 14.
Участие в районных методических объединениях.
МОУ СОШ № 11,
МОУ СОШ № 14.
|
Образовательная область «Труд»
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
1. Формирование предпосылок трудовой деятельности: общественных мотивов труда, компонентов трудовой деятельности, трудовых действий.
2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых: уважение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
3. Воспитание личности ребенка в труде, таких качеств как ответственность, трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь.
Художественно-эстетическое развитие
художественное творчество музыка
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обращать внимание на средства выразительности, используемые художниками, на характерные особенности изделий народного декоративно-прикладного искусства.
2. Развивать продуктивную деятельность детей, побуждать к передаче в рисовании, лепке, аппликации, в художественном труде образов окружающей действительности, побуждать ребенка повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, вызывать желание придумывать, фантазировать, экспериментировать.
3. Способствовать овладению детьми основных формообразующих движений, некоторых нетрадиционных техник по работе с художественным материалом, формировать обобщенные способы изображения, подводить к отображению характерных и индивидуальных признаков объектов.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: природе, искусству, красивому интерьеру, предметам быта.
Образовательная область «Музыка»
Цель: развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
1. Формировать целостное восприятие при ознакомлении детей с произведениями народной и классической музыки.
2. Обучать детей способам исполнения певческой, музыкально-ритмической деятельности, игры на музыкальных инструментах
3. Развивать дифференцированные музыкально-сенсорные способности: звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма
4. Развивать песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, способствовать развитию познавательных процессов и личностных новообразований, обеспечивающие успешность овладения ребенком музыкальной деятельностью.
|
|