6.3. Планируемые промежуточные результаты освоения общеобразовательной программы в среднем дошкольном возрасте
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническим навыками»
Антропометрические показатели в норме.
Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет интерес к участию в подвижных играх, физических упражнениях, пользуется физкультурным оборудованием в самостоятельной двигательной деятельности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила поведения во время еды, умывания.
Имеет элементарные представления о пользе закаливания, соблюдения правил гигиены, физических упражнений, утренней гимнастики, правильного питания для здоровья.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
активность во всех видах детской деятельности; анализ полученной информации задает вопросы, требующие исследовательской деятельности
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
В возрасте от 3,5 до 5 лет возможно использование таких «дискретных категорий» (определений) как «злой», «добрый», «веселый».
Ближе к 5 годам уже становится доступна определенная дифференциация речевых обозначений эмоциональных состояний – вместо «злой» - «сердитый». В этом же возрасте появляются такие слова, как «грустный», «веселый», «радостный»
Узнавание и называние эмоциональных состояний: радость, грусть и гнев, удивление, испуг; умение рассказывать о своем настроении; умение определять эмоциональное состояние у героев сказки.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Закрепляются умения вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Принимает и сохраняет цель (3 правила в игровой ситуации и 2 правила учебной ситуации), старательно выполняют задание, преодолевая трудности, умеют довести начатое до конца
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»
Умение составлять целое из четырех частей без опоры на образец, из 6-ти частей – со зрительной опорой
Умение обобщать по цвету, форме, величине, расположение в пространстве; по группам (животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь, растения)
Умение классифицировать на основе имеющихся обобщений по двум признакам – с помощью взрослого
Умение выстраивать сериационные ряды по цвету – 4 оттенка; по величине – 5 предметов; по свойствам – 3 предмета; выстраивать последовательность: картинки к известной сказке – 4 картинки
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
- знает и называет свое имя, фамилию
- имеет представления о характерных особенностях внешности: цвет глаз, цвет и длина волос, рост,
- имеет представления о своих вкусах и предпочтениях: называет свою любимую игрушку, еду, животное,
- осознает свою половую принадлежность, каким образом она выражается: внешность, одежда, предпочтения,
- называет членов своей семьи по именам,
- осознает свою социальную принадлежность: сынок - дочка, внук - внучка
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Дети умеют сосредотачиваться, внимательно выслушать задания, старательно выполнить его, преодолевая трудности, умеют довести начатое до конца
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
Образовательная область «Физическая культура»
- умение ходить на носках, пятках, внешней стороне стопы мелкими и широкими шагами, «змейкой»
- умение выполнять бег на дистанцию 30 метров за 8,5-9,5 с,
- умение прыгать в длину с места 50-80 см,
- умение метать вдаль 3, 5-6,5 м,
- удерживать равновесие при ходьбе по линии с мешочком на голове
Образовательная область «Здоровье»
- умеет полоскать рот и горло, чистить зубы
- соблюдать правильную последовательность действий при умывании
- навык пользования мылом
- навык пользования полотенцем
- умение самостоятельно открывать и закрывать кран
- представление о гигиеническом индивидуализме
- знание о ритуалах подготовки к еде, ко сну
- знает наименование и назначение основных столовых приборов
- наименование блюд и их последовательность
- знание элементов сервировки (скатерть, салфетница, хлебница)
- навык пользования столовыми приборами
- навык пользования салфеткой
-умение правильно брать пищу: ртом с приборов
- брать пищу небольшими кусочками
- тщательно пережевывать пищу
- есть опрятно
- не разговаривать во время еды
- соблюдать правильную осанку
- благодарить
- умение самостоятельно одеваться, раздеваться
- представление о последовательности одевания
умение обуваться, завязывать и развязывать шнурки
-умение вешать и складывать одежду к определенном порядке
-замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно
- содержать одежду в порядке, с помощью взрослого чистить ,сушить
- навык пользования расческой, носовым платком
- представление о пользе правильного питания, закаливания, соблюдения правил гигиены, утренней гимнастики, физических упражнений
Образовательная область «Безопасность»
- соблюдение правил безопасного поведения в детском саду (спуск и подъем по лестницам, поведение на прогулочных участках, на спортивной площадке, во время экскурсий),
-знание детьми правил дорожного движения (ходить по тротуару, не играть рядом с проезжей частью, переходить по пешеходному переходу по сигналу светофора, при этом посмотрев сначала направо, затем налево),
- знание специальных видов транспорта («Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная»), их назначения,
- понимание значения сигналов светофора,
- знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»,
-умение различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра»
-знание и соблюдение правил поведения в природе: безопасное взаимодействие с растениями и животными, бережное отношение к природе,
-знание правил противопожарной безопасности (нельзя играть со спичками, без разрешения взрослых пользоваться бытовыми приборами),
- знание правил поведения в ситуациях с незнакомыми людьми,
- соблюдение правил безопасности в обращении с «опасными» предметами: ножницами.
Образовательная область «Социализация»
- умение самостоятельно замысливать игру,
- разнообразие замыслов, комбинирование знакомых и малознакомых событий,
- умение самостоятельно ставить взаимосвязанные игровые задачи,
- владение разнообразными предметными способами решения игровых задач: с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами,
- владение ролевыми способами решения игровых задач, наличие ролевых высказываний,
- умение поддерживать ролевую беседу со взрослыми,
- умение вступать и поддерживать кратковременное и длительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в игре
Образовательная область «Труд»
Хозяйственно-бытовой труд:
- выполнять обязанности дежурных,
- убирать на место игрушки, строительный материал, оборудование,
- приводить в порядок кукол: одежду, причесывать,
- стирать кукольное постельное белье, одежду,
- протирать игрушки, строительный материал,
- подготавливать оборудование в зале для занятий, убирать его,
- выносить на участок игрушки и оборудование, собирать, приводить их в порядок: очищать от песка,
- помогать поливать песок в песочницах из лейки, собирать его в кучу,
- сгребать листву,
- освобождать от снега дорожки на участке,
- сметать снег с построек,
- нагружать снег в ящики, возить к месту сооружения построек, сгружать его,
- принимать участие в совместном труде по сооружению снежных построек (возить снег, подгребать), украшать постройки веточками, цветными льдинками, снежными фигурками)
Труд в природе (в уголке природы):
- ухаживать за растениями под руководством воспитателя: полив, опрыскивание, подготовка воды к поливу,
- высаживать лук в ящики,
Труд в природе (на участке):
- убирать высохшие листья, высохшие растения с клумбы,
- собирать ягоды рябины для корма птиц,
- собирать природный материал,
- подкармливать птиц,
- сеять крупные семена растений,
- поливать клумбу,
- сгребать снег и отвозить к деревьям и кустам,
Совместный с воспитателем труд:
- совместно с воспитателем ремонтировать коробки, книги (нарезать полоски бумаги, намазывать клеем, приклеивать, поддерживать),
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность
Конструирование из строительного материала:
-умение конструировать по образцу,
-умение конструировать по условиям,
-умение конструировать по замыслу,
Конструирование из бумаги:
- умение конструировать из бумаги путем обрывания, сминания, скатывания, скручиания
Конструирование из деталей конструктора:
- умение воссоздавать из деталей конструктора объекты окружающей действительности
Формирование элементарных математических представлений
- владение количественным счетом до 10,
- знаний цифр (в пределах 10, показать),
- знание геометрических фигур (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) ,
- знание геометрических тел, показать (шар, куб, цилиндр, конус),
- знание основных, дополнительных цветов, оттенков,
- сравнение предметов по величине,
- установление тождества и различий предметов,
- умение устанавливать последовательность (сюжет сказок, рост и развитие растений, производство предметов),
- умение классифицировать предметы,
- умение находить геометрическую аналогию,
-умение выстраивать сериационные ряды
- владение временными ориентировками: знание дней недели, частей суток,
- владение пространственными ориентировками,
Формирование целостной картины мира
- имеет представление о родном детском саде,
- владение представлениями о себе: о характерных особенностях, о социальной и половой принадлежности, о своей семье,
- владение представлениями о труде людей: сотрудников детского сада, продавце, парикмахере, шофере,
- знание характерных признаков времен года,
- имеет представления о растениях, их внешнем виде, особенностях (травянистое, куст, дерево), условиях, необходимых для роста и развития, способах ухода,
- имеет представления о животных, их внешнем виде, особенностях,
- имеет представлениями о физических свойствах окружающего мира
Образовательная область «Коммуникация»
- употребление в речи антонимов, синонимов, слов – обобщений,
- употреблений в речи определений, глаголов, наречий,
- умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже,
- умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных,
- употребление предлогов, выражающие пространственные отношения,
- умение образовывать сравнительную степень прилагательных,
-умение образовывать новые слова по аналогии,
- умение поддерживать диалог,
- умение составлять рассказ-описание по картине,
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- называет любимую сказку,
-пересказывает литературное произведение,
- знает наизусть стихотворение,
- знает считалку.
Образовательная область «Художественное творчество»
- знание некоторых видов народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, семеновской матрешки
- владение техникой рисования: правильно держит кисть, карандаш, движения уверенные, в одном направлении, владение разными приемами лепки,
- умение передавать характерную и обобщенную форму предметов, объектов, дополняя изображение дополнительными деталями,
- тематика работ соответствует содержанию работы по различным видам деятельности,
- умение создавать узоры по мотивам дымковской росписи.
Образовательная область «Музыка»
- сформировано яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам: умение самостоятельно охарактеризовать музыкальные произведения, соответствующие возрасту, применяя художественно-образные описания,
- развитие звуковысотного слуха: умение различать особенности звучания музыкального интервала – кварта,
- умение различать ритмический рисунок (сочетание половинных, четвертных, восьмых долей),
- умение различать динамические отношения музыкальных звуков (очень громкое, громкое, тихое звучание),
- умение различать тембровые свойства музыкальных инструментов: металлофон, колокольчик, треугольник,
- умение определять жанр музыкального произведения, рассказывать о его особенностях: колыбельная, плясовая,
- умение сочинять, исполнять мелодию, песню, танец,
- умение правильно воспроизводить незнакомую мелодию,
- умение петь напевно, отрывисто,
-умение петь по ручным знакам: 1-5-я ступени
- умение выполнять танцевальные движения: простой хороводный шаг, простой дробный шаг, пружинка, подскоки, ковырялочка, присядка, кружиться по одному и в парах, движение парами по кругу,
- умение играть на металлофоне простейшие мелодии на одной пластине.