АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол заседания
педагогического совета
№ 3 от 10.04.2009г
председатель педагогического
совета, заведующая
МДОУ «Детский сад № 20»
_________________/Быкова О.А./
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
“ЮНЫЙ ЭРУДИТ”
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»
АВТОРЫ — СОСТАВИТЕЛИ:
Миронова В.И. - старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20
г. Балахна.
2009 г.
Пояснительная записка
Блоки Дьенеша - уникальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах “Детство”, “Развитие”, “Радуга”, “Истоки” и др.
Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.
Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, кодирование и декодирование, а также логические операции “не”, “и”, “или”. Боле того, используя логические блоки Дьенеша, можно закладывать в сознании детей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Также с их помощью, можно развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематические изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек – зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и др.
Основная цель :
Научить дошкольников решать логические задачи, уметь выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.
Основные задачи программы:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать знания, умения, навыки , необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию
9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Прогнозируемый результат: наличие у старших дошкольников умения рассуждать, отстаивать свое мнение; способности логично и обстоятельно выдвигать свои идеи; становление интересной, грамотной личности.
Планируемый срок обучения – 1 год, для детей старшего дошкольного возраста (с 5-ти лет). Наполняемость групп – 7-10 человек
Место проведения занятий – методический кабинет
Время проведения – один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью - 20 -25 мин.
Важно заниматься с детьми в системе и на основе личностно - ориентриванной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.
Программа расчитана на детей с высоким, выше среднего уровнями интеллектуального развития.
Учебно – тематический план.
сентябрь |
Занятие 1. “Волшебные ступеньки”.
Задачи: учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел:гладкие и шершавые. Количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. Кодирование блоков и раскодирование – описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия “тяжелый – легкий”. Развивать мелкую моторику рук.
Занятие 2. “В гостях у друзей”.
Задачи: закреплять понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество; количественный и порядковый счет; учить составлять изображения предметов с помощью блоков, закодированных образно-ассоциативным кодами; формирование понятий “легкий – тяжелый” путем экспериментального наблюдения.
Занятие 3. “Домики”.
Задачи: закреплять с детьми ориентировку в пространстве, геометрическое понятие “линия”- прямая, кривая, ломаная;
продолжать развивать умение читать кодовое обозначение блоков; формировать понятие деления множества на подмножества.
Занятие 4. “Сказка о геометрических фигурах”.
Задачи: закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам; формировать представление о количественном составе числа (числа 3), упражнять в счете; развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание; развивать речь. |
октябрь |
Занятие 1. “С двумя обручами”.
Задачи: формировать понятии об отрицании некоторого свойства с помощью частицы “НЕ”, классификация по двум свойствам.
Занятие 2. “Лабиринт”.
Задачи: учить детей “читать”, описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью знаков, используя знаки отрицания; делить множества геометрических фигур по признакам на подмножества.
Занятие 3. “В волшебном лесу”.
Задачи: учить детей “читать” и описывать геометрические фигуры с помощью знаков; формировать представления о символическом изображении вещей.
Занятие 4. “Математика в сказках”.
Задачи: учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду; развивать умение логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделять признаки предметов. |
ноябрь |
Занятие 1. “Путешествие по волшебной стране”.
Задачи:
на развитие познавательных способностей (упражнять в узнавании геометрических фигур по логическим блокам Дьенеша, в группировке их по размеру, форме, цвету, толщине; предметов по силуэту; закреплять знания о числах и цифрах в пределах 5; развитие комбинаторных способностей);
на развитие связной речи ( учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение; активизировать словарный запас за счет пословиц, поговорок, стихов;
воспитательные задачи: (формировать доброе отношение друг к другу; развивать умение слушать и слышать вопрос).
Занятие 2. “Прямоугольник и квадрат”.
Задачи: сформировать представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры; развивать умение наблюдать и сравнивать.
Занятие 3. “Космическое путешествие”.
Задачи: закреплять счет в пределах 10 (прямой и обратный, состав числа 10, соседние числа); решать арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие, пользуясь арифметическими знаками; продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать; закреплять умение обозначать пространственные отношения на листе (условными знаками), времени на схемах; развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Занятие 4. “Космическое путешествие “ (продолжение).
Задачи: поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи; продолжать развивать умение слышать друг друга, помогать товарищам. |
декабрь |
Занятие 1. “Математическая тропинка”.
Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам; закреплять знания детей о днях недели; упражнять в выполнении арифметических действий, в распознавании букв; воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, желание помочь другу.
Занятие 2. “Сюрприз”.
Задачи: закреплять счет в пределах 10; формировать представления о смежных числах; развивать умение классифицировать, решать логические и арифметические задачи; обучать записывать выражение схематично.
Занятие 3. Пособие “Чудесные кольца”.
Задачи: развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность; закреплять знания детей о признаках геометрических фигур.
Занятие 4. Пособие “Чудесные кольца” (продолжение).
Задачи: развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность; закреплять знания детей о признаках геометрических фигур. |
январь |
Занятие 1. “Веселые приключения”.
Задачи: развивать логическое мышление; умение различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать мелкую моторику рук.
Занятие 2. “Времена года”(осень).
Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.
Занятие 3. “Времена года”(зима).
Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь. |
февраль |
Занятие 1. “Времена года”(весна).
Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.
Занятие 2.“Времена года”(лето).
Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.
Занятие 3. “Мы всезнайки”.
Задачи: развивать творческое воображение, логику, мышление; упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве, пользуясь планом; закреплять счет в пределах 10; закреплять знания детей о свойствах геометрических фигур; умение обобщать, классифицировать.
Занятие 4. “Гуси-лебеди”.
Задачи: закреплять счет в пределах 10, счет пятерками, десятками; группировать предметы по форме, цвету, размеру; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; поощрять стремление выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи; развивать монологовую речь;воспитывать умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду. |
март |
Занятие 1. “Гуси-лебеди” (продолжение).
Задачи: закреплять счет в пределах 10, счет пятерками, десятками; группировать предметы по форме, цвету, размеру; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; поощрять стремление выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи; развивать монологовую речь;воспитывать умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду. Занятие 2. “Снежная королева”.
Задачи: закреплять навыки вычислительной деятельности; учить правильно писать цифры и знаки; продолжить знакомить с алгоритмами при выполнении практических действий; учить выделять общую часть множества; активизировать речь детей.
Занятие 3.“Снежная королева” (продолжение).
Задачи: развивать конструкционные способности, пространственное воображение в игре на плоскостное моделирование.
Занятие 4. “Прогулка в сказочный лес”.
Задачи: закреплять счет в пределах 10; развивать умение устанавливать логические связи; развивать способность к анализированию. |
апрель |
Занятие 1. “Прогулка в сказочный лес” (продолжение).
Задачи: закреплять счет в пределах 10; развивать умение устанавливать логические связи; развивать способность к анализированию.
Занятие . “Неделька”.
Задачи: закреплять знание геометрических фигур; учить ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательности. Развивать память, внимание, мышление.
Занятие 3. “Цветок”.
Задачи: формировать операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.
Занятие 4. “Ромашка”.
Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.
Занятие 4.”Гусеница”
Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания. |
май |
Занятие 1 .”Гусеница” (продолжение).
Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.
Занятие 2. Головоломка “Треугольник”.
Задачи: развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и части; развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
Занятие 3. “Рассели жильцов”.
Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве; развивать внимание и логическое мышление.
Занятие 4. Итоговые занятия.
Задачи: подведение итогов за учебный год. |