| ||||||
|
| |||||
Дополнительное образование в МДОУ
УТВЕРЖДЕНО: Протокол заседания педагогического совета № 3 от 10.04.2009г председатель педагогического совета, заведующая МДОУ «Детский сад № 20» _________________/Быкова О.А./
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ “ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА”
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»
АВТОР — СОСТАВИТЕЛЬ: Голубева М.В. - тренер-преподаватель по лечебной гимнастике, МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20
г. Балахна. 2009 г. Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная жизнь, Мировоззрение, умственное развитие, Прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский
До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии.
Физические упражнения – это главное средство ЛФК, а лечебная гимнастика – одна из форм ЛФК
Пояснительная записка Результат опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах). Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них. Механизм тонизирующего влияния. После заболевания у ребенка отмечается преобладание в ЦНС процессов торможения, вызванное, с одной стороны, заболеванием, а с другой - вынужденным снижением двигательной активности. Снижаются функции всех систем организма. Применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника. Механизм трофического действия. Под влиянием заболевания ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и тугоподвижности в суставах. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что увеличивается потребление мышцами глюкозы и снижается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин. Механизм формирования компенсаций. Данный механизм проявляется в развитии временных или постоянных замещений нарушенных функций. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания. Механизм нормализации функции. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой в первые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели. Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно. Цель программы: Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.
Основные задачи программы: 1. оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка; 2. своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата; 3. формирование и закрепление навыка правильной осанки; 4. обучение детей правильному дыханию. 5. повышение неспецифической реакции организма. 6. приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём. 7. удовлетворение естественной биологической потребности в движении. Программа лечебной гимнастики строится на принципах: · Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
· Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
· Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
· Принцип разнообразия и новизны - обновление физических упражнений через 2-3 недели;
· Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
· Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление. Прогнозируемая результативность: Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.
Учебно-тематический план Занятия проходят в дневное время, два раза в неделю длительность 20-30 минут Место проведения занятий – музыкальный зал. Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы 10-15 человек. Дети могут заниматься курсом лечебной гимнастики без перерыва в течении 8-12 месяцев Длительность занятия составляет от 20-25 мин до 30-35 мин. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 5-7 минут. В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части – 15-20 минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.). Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального состояния ребенка.
Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут. Для определения эффективности занятий используются легковоспроизводимые и доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия, плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.
Приложение 1 Тестовая карта для выявления нарушения осанки (по Г. Н. Сердюковской) Содержание вопроса
Как оценить полученные результаты тестирования?
1. Нормальная осанка – при всех отрицательных ответах. 2. Незначительные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). В данном случае необходимо наблю-дение врача в дошкольном учреждении. 3. Выраженные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 1, 2, 4, 8, 9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортопеда.
Приложение 2 Частные методики лечебной гимнастики при различных видах нарушений осанки Сутуловатость Задачи лечебной гимнастики:
1) укрепление ослабленных мышц туловища;
2) растягивание мышц передней поверхности туловища;
3) увеличение подвижности позвоночника.
Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей 5-6 – летнего возраста (6-7-занятий)
№ п/п у стены, перед зеркалом. мышцы. прогнуться, соединить лопат-ки, локти в стороны; прижать локти к туловищу. вдоль туловища, ладони вверх; 1-3 – руки через стороны вверх – потянуться; 4 – и. п. 1 – поднять правую ногу; Дыхание произвольное
Приложение 3 Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной плоскости Сутулая и круглая спина
№ п/п 1-3 – палку завести за лопатки, подтянуть живот; 4 – и.п. 1-2 – руки в «крылышки»; 3-4 – фиксировать положение. 1-3 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 1-4 – прокатывание палки по спине от плеч до ягодиц и обратно. 1-2 – приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 – фиксировать положение.
7 1-3 – приподняться на предплечьях над валиком; 4 – и.п. 1-3 – круговые движения ногами (по часовой стрелке); 4 – и.п.; 5-7 – круговые движения ногами (против часовой стрелки); 8 – и.п. 1-3 – прогнуться в грудном и поясничном отделах, голову приподнять; 4 – и.п. 1-3 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 4 –и.п.; 5-7 – через правое плечо посмотреть на левую пятку; 8 – и.п. 1-3 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – и.п.; 1-3 – поднять правую руку и правую ногу; 4 – и.п.; 5-7 – поднять левую руку и левую ногу; 8 – и.п.
Приложение 4 Кругловогнутая спина
№ п/п 1-3 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 4 – и.п. 1-3 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 4 – и.п. 1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо. 1-7 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 8 – и.п. 1-3 – поднять обе прямые ноги под углом 45?; 4 – и.п. 1-3 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 1-3 сесть руки на пояс; 4 – и.п. 4 – и.п.
Приложение 5 Плоская спина
№ п/п 1-3 – поднять голову, руки в «крылышки»; 4 – и.п. 1-3 – поднять голову, руки вперед; 4 – и.п. 1-4 – «брасс» руками. 1-4 – «бокс» руками. 1-3 – поднять прямые ноги, одновременно; 4 – и.п. 1-2 – поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»; 5-7 – держать ноги, руки на поясе; 8 – и.п.
7 1-2 – руки в «замок», ноги прямые, поднять; 3-7 – ползанье на животе путем бокового движения туловища; 8 – и.п. 1-3 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 4 – и.п. 1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо. 1-7 – поднять ноги под углом 45?; 8 – и.п. 1-4 – «велосипедные» движения ногами. 1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы».
14 3-4 – «кошечка сердитая», голову опустить. 1-3 – «кошечка под забором»; 4 – и.п.
Приложение 6 Плосковогнутая спина
№ п/п 1-3 – приподнять голову, руки вперед; 4 – и.п. 1-4 – приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые движения вперед, в плечевых суставах. 1-4 – руками «брасс». 1-4 – руками «брасс» с задер-жкой. 1-4 – «рыбка». Поднять руки и прямые ноги и держать однов-ременно. 1-2 – приподнять прямые ноги, руки в «крылышки»; 3-4 – ноги держать, руки в стороны; 5-6 – ноги держать, руки вверх; 7-8 – и.п.
7 1-3 – приподнять голову; 4 – и.п. 1-2 – согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди; 3-4 – то же левой ногой. 1-3 – согнуть в коленных суставах обе ноги одновре-менно, прижать их груди, нагнуть голову; 4 – и.п. 1-3 поднять прямые ноги вверх под углом 45?; 4 – и.п. 1-4 – «велосипедные» движения ногами. 1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы». 1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы». 1-7 – сесть с махом рук вперед; 8 – и.п. 1-7 – сесть руки в «крылышках»; 8 – и.п.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 05.04.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |