Программа Лечебная гимнастика

 

Дополнительное образование в МДОУ

 
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20

 

                                                                                                          УТВЕРЖДЕНО:

                                                                                                       Протокол заседания

                                                                                                        педагогического совета

                                                                                                            № 3 от 10.04.2009г

                                                                                                       председатель педагогического

                                                                                                   совета, заведующая

                                                                                                           МДОУ «Детский сад № 20»

                                                                                                _________________/Быкова О.А./

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

“ЛЕЧЕБНАЯ  ГИМНАСТИКА”

 

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

 

 

 

 

 

 

                                       АВТОР — СОСТАВИТЕЛЬ:

Голубева М.В. - тренер-преподаватель

   по лечебной гимнастике,

    МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20

 

 

 

г. Балахна.

2009 г.

Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

 

В.А. Сухомлинский

 

 

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении - новая форма реабилитации детей 5 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

 

ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхностей туловища и бедер. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

 

Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие - детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии. 

 

Физические упражнения – это главное средство ЛФК, а лечебная гимнастика – одна из форм ЛФК

 

 

 

 

Пояснительная записка

Результат опроса специалистов позволяют сделать вывод, что наиболее распространены в дошкольном возрасте следующие отклонения: нарушение осанки и плоскостопие, часто болеющие дети, бронхолегочная патология, неврологические заболевания, остаточные явления врожденной патологии, угроза миопии (особенно в подготовительных группах).

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующее влияние, трофическое действие, формирование компенсаций и нормализация функции. Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них.

Механизм тонизирующего влияния. После заболевания у ребенка отмечается преобладание в ЦНС процессов торможения, вызванное, с одной стороны, заболеванием, а с другой - вынужденным снижением двигательной активности. Снижаются функции всех систем организма. Применение специальных и общеразвивающих упражнений способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, усиливается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.

Механизм трофического действия. Под влиянием заболевания ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае активизируют обменные процессы, ускоряют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и тугоподвижности в суставах. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что увеличивается потребление мышцами глюкозы и снижается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций. Данный механизм проявляется в развитии временных или постоянных замещений нарушенных функций. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания.

Механизм нормализации функции. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой в первые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели.

Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.

Цель программы:

 Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.

 

 

Основные задачи программы:

1.       оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

2.       своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

3.       формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4.       обучение детей правильному дыханию.

5.       повышение неспецифической реакции организма.

6.       приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

7.       удовлетворение естественной биологической потребности в движении.

Программа лечебной гимнастики  строится на принципах:

·           Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

 

·           Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;

 

·           Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

 

·           Принцип разнообразия и новизны -  обновление  физических упражнений  через 2-3 недели;

 

·           Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

 

·           Принцип цикличности - чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление.

Прогнозируемая результативность:

     Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

 

 

Учебно-тематический план

Занятия проходят в дневное время, два раза в неделю длительность 20-30 минут Место проведения занятий – музыкальный зал.

Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы 10-15 человек.

Дети  могут заниматься курсом лечебной гимнастики без перерыва в течении 8-12 месяцев

Длительность занятия  составляет от 20-25 мин  до 30-35 мин.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Используются упражнения строевого характера, короткие игровые задания и упражнения по коррекции осанки. Вводная часть длится 5-7 минут.

В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Продолжительность основной части – 15-20 минут. Все упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи - массажные и простые, булавы и т.д.). Ортопедические мячи включаются в занятия для повышения психоэмоционального состояния ребенка.

 

Заключительная часть – осуществляет совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки в различных условиях и приведение организма в спокойное состояние. Для этого используются различные игры, построения, перестроения и ходьба с правильной осанкой. Продолжительность заключительной части – 3-5 минут.

Для определения эффективности занятий  используются легковоспроизводимые и доступные методики и тесты: динамометрия, калиперометрия, спирометрия, плантография, определение ЧСС и частоты дыхания, углометрия, тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и имеющихся навыков. Определяется также уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка.

В конце курса лечебной гимнастики родителям предлагается цикл упражнений для самостоятельного применения с целью сохранения мышечной памяти и поддержания достигнутого уровня физической работоспособности детей.

 

 

 

Приложение 1

Тестовая карта для выявления нарушения осанки

(по Г. Н. Сердюковской)

Содержание вопроса
 Ответы
 
1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью
 Да
 Нет
 
2. Голова, шея отклонены от средней линии. Плечи, лопатки, таз установлены несимметрично
 Да
 Нет
 
3. Выраженная деформация грудной клетки: «грудь сапожника», впалая – «куриная»
 Да
 Нет
 
4. Выраженное увеличение или уменьшение физиологических изгибов
 Да
 Нет
 
5. Сильное отставание лопаток – «крыловидные» лопатки
 Да
 Нет
 
6. Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)
 Да
 Нет
 
7. Нарушение осей нижних конечностей, О- и Х-образные ноги
 Да
 Нет
 
8. Неравенство треугольников талии
 Да
 Нет
 
9. Вальгусное положение пяток или пятки
 Да
 Нет
 
10. Явные отклонения в походке: прихрамывающая, «утиная»
 Да
 Нет
 

 

Как оценить полученные результаты тестирования?

 

1. Нормальная осанка – при всех отрицательных ответах.

2. Незначительные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). В данном случае необходимо наблю-дение врача в дошкольном учреждении.

3. Выраженные нарушения осанки – при положительных ответах на вопросы 1, 2, 4, 8, 9 (один или несколько). В этом случае необходима консультация врача-ортопеда.

 

Приложение 2

Частные методики лечебной гимнастики при различных видах нарушений осанки

Сутуловатость

Задачи лечебной гимнастики:

 

1) укрепление ослабленных мышц туловища;

 

2) растягивание мышц передней поверхности туловища;

 

3) увеличение подвижности позвоночника.

 

Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей 5-6 – летнего возраста (6-7-занятий)

 

п/п
 Содержание упражнения
 Дозировка, темп
 Методические рекомендации
 
Подготовительная часть занятия (2-3 мин)
 
1
 Проверка правильной осанки

у стены, перед зеркалом.
 12 раз
 Излишне не напрягать

мышцы.
 
2
 Ходьба, кисти к плечам:

прогнуться, соединить лопат-ки, локти в стороны; прижать локти к туловищу.
 2-3 раза
 Дыхание произвольное.
 
3
 Руки на пояс, ходьба на носках; на пятках,
 по 4 счета
 Стремиться удерживать туловище ровно.
 
Основная часть (18-20 мин)
 
4
 И. п. – лежа на спине, руки

вдоль туловища, ладони вверх;

1-3 – руки через стороны вверх – потянуться;

4 – и. п.
 4-6 раз, медленный
 При движении кисти рук касаются пола.
 
5
 И. п. – лежа на спине, кисти рук под шеей; «велосипед».
 4 раза вперед, 4 раза назад
 Локти лежат на полу. Движение ногами выпол-няется с полной амплиту-дой. Дыхание произволь-ное.
 
6
 И. п. – лежа на спине, диафрагмальное дыхание.
 2-3 раза, средний
 Шар надулся и сдулся.
 
7
 И.п. – лежа на спине, руки в стороны, ладони вверх;

1 – поднять правую ногу;
 2-3 раза, медленный
 Угол подъема ноги 30-35°.

Дыхание произвольное
 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Специальные упражнения при нарушениях осанки сагиттальной

плоскости

Сутулая и круглая спина

 

п/п
 Содержание занятия
 Дозировка
 Методические указания
 
1
 И.п. – о.с. (в руках гимнастическая палка):

1-3 – палку завести за лопатки, подтянуть живот;

4 – и.п.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
2
 И.п. – о.с.1-3 – «крылышки» руками; 4 – и.п.
 5 раз
 Следить за осанкой.
 
3
 И.п. – лежа на животе.

1-2 – руки в «крылышки»;

3-4 – фиксировать положение.
 6 раз
 Голову высоко не поднимать.
 
4
 И.п. – лежа на животе.

1-3 – ноги поднять, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
 5 раз
 Голову высоко не поднимать.
 
5
 И.п. – лежа на животе, в руках гимнастическая палка.

1-4 – прокатывание палки по спине от плеч до ягодиц и обратно.
 6 раз
 Следить за дыханием.
 
6
 И.п. – лежа на спине.

1-2 – приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3-4 – фиксировать положение.
 5 раз
 Исправление ошибок.
 

 

7
 И.п. – лежа на спине, под область грудного кифоза положить валик.

1-3 – приподняться на предплечьях над валиком;

4 – и.п.
 6 раз
 Исправление ошибок.
 
8
 И.п. – лежа на спине.

1-3 – круговые движения ногами (по часовой стрелке);

4 – и.п.; 5-7 – круговые движения ногами (против часовой стрелки); 8 – и.п.
 4 раза
 Позвоночник прямой.
 
9
 И.п. – на четвереньках.

1-3 – прогнуться в грудном и поясничном отделах, голову приподнять; 4 – и.п.
 6 раз
 Голову высоко не поднимать.
 
10
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – через левое плечо посмотреть на правую пятку; 4 –и.п.; 5-7 – через правое плечо посмотреть на левую пятку; 8 – и.п.
 6 раз
 Следить за дыханием.
 
11
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и левую ногу одновременно, прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – и.п.;
 5 раз
 Следить за положением туловища.
 
12
 И.п. – то же, что в упражнении № 9.

1-3 – поднять правую руку и правую ногу; 4 – и.п.;

5-7 – поднять левую руку и левую ногу; 8 – и.п.
 5 раз
 Следить за положением туловища.
 

 

 

 

Приложение 4

Кругловогнутая спина

 

п/п
 Содержание занятия
 Дозировка
 Методические указания
 
1
 И.п. – лежа на животе, под живот положен валик: 1-3 – поднимание головы; 4 – и.п.
 6 раз
 Голову высоко не поднимать.
 
2
 И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, локти согнутых рук отвести назад, лопатки приблизить к позвоночнику; 4 – и.п.
 5 раз
 Выполнять медленно
 
3
 И.п. – то же, что в упражнении № 1.

1-3 – поднять голову, вытянуть руки вперед; 4 – и.п.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
4
 И.п. – лежа на животе; под живот положен валик, в руках гимнастическая палка. 1-2 – вытянуть палку вперед; 3-4 – согнуть руки с палкой перед грудью.
 5 раз
 Темп медленный.
 
5
 И.п. – то же, что в упражнении № 4. палка в вытянутых руках, руки на середине палки. 1-4 – перехват рук к концам палки и обратно до ее середины.
 5 раз
 Темп медленный.
 
6
 И.п. – то же, что в упражнении № 4, гимнастическая палка в горизонтально вытянутых руках. 1-4 – палку за голову на лопатки с переносом обратно через голову вперед.
 6 раз
 Следить за положением туловища.
 
7
 И.п. – лежа на спине. 1-3 – поднять голову, носки на себя; 4 – и.п.
 5 раз
 Поясница прижата к полу.
 
8
 И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево; 3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
 6 раз
 Голову не опускать.
 
9
 И.п. – то же, что в упражнении № 7.

1-7 – согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах, прижать их к груди; 8 – и.п.
 5 раз
 Поясница прижата к полу.
 
10
 И.п. – лежа на спине. 1-2 – согнуть в колене правую ногу, прижать ее к груди; 3-4 – согнуть в колене левую ногу, прижать ее к груди.
 6 раз
 Следить за осанкой.
 
11
 И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – поднять обе прямые ноги под углом 45?; 4 – и.п.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
12
 И.п. – то же, что в упражнении № 10.

1-3 – сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
 6 раз
 Удержать руки.
 
13
 И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, в опоре:

1-3 сесть руки на пояс; 4 – и.п.
 5 раз
 Следить за осанкой.
 
14
 И.п. – лежа на спине, под грудным отделом валик. 1-3 – приподнять над валиком грудной отдел позвоночника;

4 – и.п.
 5 раз
 Прижать поясницу к полу.
 

 

Приложение 5

Плоская спина

 

п/п
 Содержание занятия
 Дозировка
 Методические указания
 
1
 И.п. – лежа на животе.

1-3 – поднять голову, руки в «крылышки»; 4 – и.п.
 6 раз
 Голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии.
 
2
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять голову, руки вперед; 4 – и.п.
 6 раз
 Голову не запрокидывать, хлопки руками.
 
3
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «брасс» руками.
 5 раз
 Следить за положением тела.
 
4
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «бокс» руками.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
5
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-3 – поднять прямые ноги, одновременно; 4 – и.п.
 6 раз
 Выполнять медленно.
 
6
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – поднять прямые ноги, руки вперед; 3-4 – держать ноги, руки в «крылышки»;

5-7 – держать ноги, руки на поясе; 8 – и.п.
 5 раз
 Исправлять индиви-дуальные ошибки.
 

 

7
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – руки в «замок», ноги прямые, поднять;

3-7 – ползанье на животе путем бокового движения туловища; 8 – и.п.
 5 раз
 Исправление ошибок.
 
8
 И.п. – лежа на спине.

1-3 – поднять голову и руки, носки ног на себя; 4 – и.п.
 6 раз
 Прижать позвоночник к полу.
 
9
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-2 – поднять голову, вытянуть руки влево;

3-4 – поднять голову, вытянуть руки вправо.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
10
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 8.

1-7 – поднять ноги под углом 45?; 8 – и.п.
 6 раз
 Прижать позвоночник к полу.
 
11
 И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами.
 5 раз
 Локти прижаты.
 
12
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы».
 5 раз
 Ноги поднимать под углом не более 45?.
 
13
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11. 1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
 5 раз
 Живот подтянуть.
 

 

14
 И.п. – стойка на четвереньках. 1-2 – «кошечка ласковая», голову поднять;

3-4 – «кошечка сердитая», голову опустить.
 6 раз
 Прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Выполнять в медленном темпе.
 
15
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 14.

1-3 – «кошечка под забором»; 4 – и.п.
 6 раз
 Медленно, поочередно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночника.
 

 

 

Приложение 6

Плосковогнутая спина

 

п/п
 Содержание занятия
 Дозировка
 Методические указания
 
1
 И.п. – лежа на животе, под животом небольшой валик.

1-3 – приподнять голову, руки вперед; 4 – и.п.
 6 раз
 Голову сильно не запрокидывать. Сгибание и разгибание пальцев.
 
2
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые движения вперед, в плечевых суставах.
 5 раз
 Следить за осанкой.
 
3
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс».
 5 раз
 Подбородок не опускать.
 
4
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – руками «брасс» с задер-жкой.
 5 раз
 Исправление ошибок.
 
5
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-4 – «рыбка». Поднять руки и прямые ноги и держать однов-ременно.
 5 раз
 Выполнять медленно.
 
6
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 1.

1-2 – приподнять прямые ноги, руки в «крылышки»; 3-4 – ноги держать, руки в стороны; 5-6 – ноги держать, руки вверх; 7-8 – и.п.

 
 5 раз
 Тянуть носки.
 

 

7
 И.п. – на спине.

1-3 – приподнять голову;

4 – и.п.
 5 раз
 Тянуть носки на себя.
 
8
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-2 – согнуть правую ногу в колене, прижать ее к груди;

3-4 – то же левой ногой.
 5 раз
 Следить за дыханием.
 
9
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 – согнуть в коленных суставах обе ноги одновре-менно, прижать их груди, нагнуть голову; 4 – и.п.
 5 раз
 Следить за положением тела.
 
10
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 7.

1-3 поднять прямые ноги вверх под углом 45?; 4 – и.п.
 5 раз
 Прижать поясницу к полу.
 
11
 И.п. – лежа на спине.

1-4 – «велосипедные» движения ногами.
 5 раз
 Прижать поясницу к полу. Выполнять медленно.
 
12
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-4 – выполнять ногами горизонтальные «ножницы».
 5 раз
 Темп медленный.
 
13
 И.п. – то же, что в упражне- нии № 11.

1-4 – выполнять ногами вертикальные «ножницы».
 5 раз
 Прижать поясницу к полу.
 
14
 И.п. – то же, что в упражне-нии № 11.

1-7 – сесть с махом рук вперед; 8 – и.п.
 5 раз
 Следить за осанкой в положении «сидя».
 
15
 И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы упираются в пол.

1-7 – сесть руки в

«крылышках»; 8 – и.п.
 5 раз
 Следить за осанкой.
 

 

 

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения