Предметно-развивающ среда ОП

 

 

 

Образовательная программа МБДОУ

 

8.1. Создание и обновление предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда – это важное условие, обеспечивающее процесс психического развития ребенка. Психическое развитие  включает две взаимосвязанные линии: развитие, характеризующееся ведущей ролью взрослого, и саморазвитие ребенка. В первую очередь, среда оказывает огромное влияние  на процесс саморазвития, где в русле собственной активности ребенка формируется и усложняется целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера, что в свою очередь способствует развитию разных видов детской деятельности.

При организации предметно-развивающей микросреды  ориентировались  на следующие основополагающие принципы:

·        Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

·        Принцип активности, самостоятельности, творчества

·        Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

·        Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

·        Принцип открытости – закрытости.

·        Принцип учета половых и возрастных различий детей.

 

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:

Данный принцип важен для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей, для установления партнерский отношений между педагогами и воспитанниками. С этой целью  используется

·        во-первых, легко трансформирующая мебель, которая дает возможность ставить столы по-разному: в круг (за круглым столом дети чувствуют себя психологически более комфортно и защищено), буквой П, Т, что дает возможность ребенку выбирать комфортную для себя дистанцию: более близкую, либо более дальнюю;

·        во-вторых, наборы мягкой мебели, модули, которые можно использовать в качестве аналога разновозрастной мебели, что позволяет взрослому приблизить ребенка  к позиции взрослого, посидеть рядом, поговорить «глаза в глаза», тем самым, преодолеть  у детей чувство тревоги, «ненужности».

 

  Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

   В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это происходит с помощью крупных игрушек-трансформеров, модулей, ширм. Изменение среды может осуществлять и сам ребенок, так как эти игрушки легкие, мобильные, но их объемность требует объединение усилий нескольких детей, что способствует развитию взаимодействия со сверстниками.

 

 Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В виду особенностей проекта малокомплектного детского сада в некоторых группах отсутствуют спальные комнаты, несмотря  на это модель предметно-развивающей среды групп была продумана таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, отдыха, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния и отдыха.

  

Принцип открытости – закрытости.

Этот принцип представлен в нескольких аспектах: открытость природе,    открытость культуре,  открытость своего «Я»,

В соответствие с этим принципом микросреда групп организуется таким образом, чтобы  ее содержание способствовало развитию ребенка в рамках приоритета ДОУ: социально-личностного развития ребенка.

  Ввидуособенности проекта малокомплектного детского сада макросреда представлена лишь физкультурно-музыкальным залом, отсутствуют дополнительные помещения. Продумано использование внутреннего внегруппового пространства ДОУ: холлов, коридоров, лестничных пролетов и площадок, - с целью создания макросреды, способствующей физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому  развитию воспитанников.

 

Модель макросреды ДОУ № 20

 

помещение

содержание

процессы

Физкультурно-музыкальный зал

Физкультурное оборудование,  музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, телевизор, DVD-плеер.

Организованная образовательная деятельность: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.

Дополнительное образование: секция «ОФП с элементами тхэквондо»,  лечебная гимнастика

 

Вернисаж «Путешествие в прошлое»

(лестничный пролет, лестничная площадка)

Репродукции картин русских художников, отображающих жизнь взрослых и детей в прошлом (интерьер, быт, одежда и т.д.)

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.

 

Фотовыставка «Моя Балахна» (холл)

Фотографии Балахны

Организованная образовательная деятельность: групповая, подгрупповая.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.

Стена Безопасности

(холл)

Стенд со сменными плакатами по ОБЖ

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Комната интеллектуального развития (помещение педкабинета)

Дидактический материал, пособия на интеллектуальное развитие, на развитие логических операций

Дополнительное образование: кружок «Юный эрудит»

 

         

 606408, Нижегородская область, г. Балахна, ул. 1 Мая, д.5 Б,

 тел.(831)44-9-74-96

                                         e-mail: ds-20@mail.ru 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения