гр 5 Клуб -письмо

 

 

Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах), путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

 

 

Одним из составляющих компонентов письма (отличающих его от чтения) является подготовленная рука. Однако рука ребёнка - дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Рука находится в стадии интенсивного развития. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша (умение правильно держать его тремя пальцами - щёпотью)

 

Карандаш, ручка, мелок… являются посредниками между рукой ребёнка и бумагой, доской. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является его продолжением, поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. В дальнейшем это скажется на качестве формировании навыков рисования и письма.

 

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребёнка под руководством и при помощи взрослых. Она включает в себя 4 основных направления:

 

1. Развитие руки

 

- сформировать правильный захват орудия письма;

 

- упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;

 

- развивать мелкую моторику руки

 

2. Подготовка к технике письма

 

- развивать пространственную ориентировку;

 

- воспитывать чувство ритма в движении;

 

- знакомить с разлиновкой

 

3. Упражнение в аналитико-синтетической деятельности

 

4. Формирование элементарных графических умений.

 

 

Прежде чем научиться писать…

 

Обратите особое внимание на то, как ваш ребёнок сидит. Он должен знать правила:

 

-сидеть прямо;

 

-придерживать бумагу свободной рукой;

 

- локти не должны быть прижаты к телу и не должны висеть;

 

-ноги держать вместе.

 

Подготовьте для своего ребёнка стол и стул по росту. Желательно, чтобы крышка стола или парты была наклонной. Так ребёнок меньше будет уставать. Обращайте его внимание на то, на каком расстоянии от глаз находится бумага (приблизительно 20-25 см). Проверить можно, поставив руку на локоток. Расстояние от локтя до глаз наиболее оптимальное.

 

Как научить правильно, держать ручку или карандаш?

 

   Положите перед ребёнком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребёнка. Большим, указательным пальцами ребёнок должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределяться. Зафиксируйте внимание ребёнка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

 

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами (щёпотью): большим, указательным, средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

 

Обычно дети очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить малыша расслаблять пальцы при письме занятия красками. Когда ребенок работает с кистью, то расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

 

У каждого человека свой темп письма. Не стремитесь ускорить на начальном этапе процесс формирования навыка письма без учёта особенностей своего ребенка. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и количество написанного.

 

Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5-6 минут.

 

Правила рисования карандашом

 

-Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

 

-Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идёт сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

 

-Не нужно проводить одну линию два раза.

 

-Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

 

-Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

 

-Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением туда-обратно.

 

-При закрашивании рисунка карандашом штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

 

-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

 

-Закрашивать рисунок без просветов.

 

-Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо – если нужно закрасить посветлее.

 

 

 

Развитие мелкой моторики кистей и рук.

 

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Потому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

 

-запускать пальцами мелкие волчки;

 

-разминать пальцами пластилин, глину;

 

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

 

-сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

 

- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие, которые не разожмешь.

 

- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто кто-то бежит. Упражнения проводится сначала правой, а потом левой рукой.

 

-показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять.

 

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

 

-махать в воздухе только пальцами;

 

- кистями рук делать «фонарики»;

 

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

 

- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);

 

- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;

 

- завязывать узлы на толстой верёвке, шнуре;

 

- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки.

 

Для развития щёпоти используются пальчиковые игры, упражнения с карандашом (покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами) и шариками, а так же игровые упражнения типа «Посолим суп»

 

 

Упражнение «Катание шарика»

 

Упражнение проводится с шариком (горошиной):

 

- для детей до 5 лет диаметр шарика (горошины) должен быть равен 15 мм; время проведения упражнения 30 секунд;

 

- для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) диаметр шарика (горошины) должен быть равен 10 мм. Время проведения упражнения 1 минута.

 

Ребёнок катает шарик тремя пальцами (щёпотью). Работа с шариком начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется. Его можно сопровождать стихами:

 

Маленькие пальчики любят поиграть,

 

Круглую горошину любят покатать.

 

И катают, и катают, и не устают.

 

Веселятся пальчики и весело поют:

 

- Катись, катись, горошина! (2 раза)

 

Всё, устали пальчики. Пора им отдыхать.

 

Кладём свои горошины. Не будем их катать.

 

Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев.

 

Упражнение «Скакалочка» (для большого пальца)

 

Вырезание ножницами.

 

Работа с ножницами прекрасно упражняет ребёнка в быстром чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Поэтому, чем больше ребёнок действует ножницами, чем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена его руки. Работа с ножницами активно используется на занятиях по аппликации. Ручному и художественному труду.

 

Главное   правило – не бояться давать ножницы ребёнку. Рассмотрите их, обсудите, для чего нужны разные детали этому предмету. Концы ножниц – лезвия режут бумагу и ткань. Кольца нужны для того, чтобы держать ножницы и действовать ими. Можно показать, как ножницы режут бумагу. Обратите внимание ребёнка на положение бумаги по отношению к лезвиям (перпендикулярное). Если ножницы будут «заваливаться» на бумагу, то резать станет сложнее, ножницы начнут рвать и запоминать бумагу.

 

При отработке навыка вырезания следует начать с коллажей. Ребёнок выбирает на страницах разных журналов понравившиеся ему предметы и объекты и, как может, вырезает их. На начальном этапе не требуйте от него вырезания по контуру! Вырезанные картинки взрослый вместе с ребёнком приклеивает на лист белой бумаги или на другие страницы из журналов с изображением различных пейзажей, интерьеров и так далее.

 

 

 

 

Раскрашивание.Дети любят раскрашивать. Само по себе это занятие уже развивает руку ребёнка, точность движений (не выходить за контур). Более развивающий эффект можно получать от раскрашивания карандашом одного цвета, но с разным нажимом. При этом мышцы руки ребёнка работают то с напряжением (для получения темного оттенка), то с расслаблением (для получения более слабого оттенка). Необходимо помнить, что с напряжением следует раскрашивать небольшие детали и части рисунков (чтобы не утруждать руку ребёнка), равномерно сочетать напряжение и расслабление.

 

Тактильные ощущения

 

При развитии тактильных ощущений детям предлагается на ощупь определить предметы, из чего они сделаны, их форму. Эти упражнения показывают, насколько у ребёнка развиты планомерное исследование предмета, анализ ощущений. Самый простой путь развития тактильных ощущений – играть в игру «Чудесный мешочек».

 

Варианты заданий:

 

Узнавание предмета по качеству (резиновый, стеклянный, деревянный, кожаный)

 

Узнавание предмета. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные, хорошо знакомые, часто встречающиеся предметы, например карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету.

 

Узнавание предмета по форме (круглый, квадратный, треугольный)

 

.

 

Пуговицы, мозаика, бисер.

 

С помощью данных предметов можно очень эффективно развивать руку ребёнка. Ещё в дореволюционной России было известно о развивающем эффекте рукоделия – владения ниткой и иглой. Шить учили не только девочек, но и мальчиков. Результаты были блестящие.

 

Для работы с данными предметами понадобятся заготовки – основы из пластилина. Для этого взрослые заранее выкладывают слой пластилина на картон или пластмассовую крышку. Перед началом работы наносится контур изображения. Ребёнок по контуру выкладывает пуговицы, мозаику или бисер. Пуговицы желательно использовать на ножках. Их легче втыкать в пластилин вытаскивать (в случае необходимости).

 

Мозаика. Часто от настольных игр ребёнка остаётся разноцветная мозаика. Не выбрасывайте её, предложите выложить на пластилиновой основе красочную картинку.

.

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения